TOP
Карамзин Владимир Семенович. Торжество. 1983 Холст, масло
Карамзин Владимир Семенович. Торжество. 1983 Холст, масло

Национальный художественный музей Якутии приглашает на выставку «Торжество света»

На выставке представлены работы графиков В.Р. Васильева, В.С. Карамзина, И.Д. Корякина, Э.С. Сивцева, живописные произведения В.С. Карамзина, М.Н. Магатыровой, скульптура С.К. Прокопьева, а также деревянная и берестяная утварь XVIII – XX веков якутских мастеров. Художники Якутии во все времена обращались

Ысыах – это традиционный праздник якутов, олицетворяющий встречу лета, пробуждение природы, благословляющий объединение сил и возможностей для созидания, благополучия и обилия. Во время Ысыаха наиболее полно раскрывается внутренний мир народа Саха, который посредством древних, священных ритуалов и обрядов отображает образ жизни, его нравственные принципы, обычаи и мировоззрение, выражающие торжество гармонии между Человеком и Миром, между результатами человеческого труда и природой, объединенных единым ритмом. Слово Ысыах означает «изобилие», он связан с культом солнечных божеств, плодородия.
На выставке представлены работы графиков В.Р. Васильева, В.С. Карамзина, И.Д. Корякина, Э.С. Сивцева, живописные произведения В.С. Карамзина, М.Н. Магатыровой, скульптура С.К. Прокопьева, а также деревянная и берестяная утварь XVIII – XX веков якутских мастеров. Художники Якутии во все времена обращались к теме национального праздника ысыах. Заметным явлением в культурной жизни Республики Саха явились иллюстрации к героическому преданию «Нюргун Боотур Стремительный», выполненные в 1973 году Э.С. Сивцевым, В.С. Карамзиным и И.Д. Корякиным для издания олонхо на русском языке в переводе В. В. Державина. В иллюстрациях воссозданы мощный дух и образная система якутского эпоса. Ключевые образы эпоса олонхо – Мировое древо с концепцией мироздания, Срединный мир, на который обрушивается ярость Верхнего и Нижнего миров, блистающий доспехами воин-богатырь и конь, обряженный в нарядную сбрую, – существо, «вскормленное космическим круговоротом», красавицы Среднего мира, эпический пир-праздник ысыах, кумысная утварь, коновязь и жилище со всеми присущими ему атрибутами своеобразно трансформируются в пространстве искусства. График и живописец, заслуженный художник РСФСР Владимир Карамзин обладал редким даром проникать в самую суть вещей и явлений. Изображая сюжеты традиционных праздников и обычаев, он дает им свою интерпретацию. На выставке представлены живописное полотно «Торжество» (1983) в русле монументального панно и серия литографий «Ысыах» (1976), где художник изображает сцены из праздника ысыах: осуохай, тюсюлгэ, спортивные игры и др. Он старался передать очарование якутских мелодий, поэзию художественных ремесел, красоту духовного мира своих земляков, их неиссякаемый талант. Отличительной чертой искусства Валериана Васильева является глубина и богатство образного содержания. В его произведениях органично сочетаются тончайшая лиричность и мудрость философа. Это трагическое и просветляющее напряжение исторических коллизий, передающий дух времени в серии линогравюры «Старые якутские мастера» (1967), отражающие раздумья мастера о национальных культурных корнях, преемственности современного искусства и традиционного творчества.

 

Скульптура Семена Прокопьева обращена не только к обыденной, будничной жизни, она запечатлевает все самое прекрасное, возвышенное, героическое в человеке («На берегу», «Облака», «Соприкосновение»). Для живописи М.Н. Магатыровой характерны интерес к жизненным явлениям, к судьбам своих героев, их внутреннему миру. В работах «Поющий луг» и «Утро» из триптиха «Благословенная земля» (1987) в поле зрения присутствует небо с его простором, глубиной, свободой, состояние и освещение которого во многом определяет эмоциональную сущность произведения. Экспозицию органично дополняет предметный мир национального праздника ысыах: кумысная утварь, в частности деревянные сосуды чороон XVIII-XIX вв., матаарчах, воронка и ковши XIX-нач.XX вв. работы неизвестных мастеров, предметы утилитарного значения из бересты: короб с крышкой мастерицы П.В. Аммосовой-Осиповой, комплект для принадлежностей рукоделия А.Ф. Оконешниковой, сосуд из комплекта для невесты А.Г. Гаврильевой; плетеные циновки из конского волоса Ж.П. Хунгеевой и А.С. Кривошапкиной.

 

Магатырова Мария Николаевна. Утро (правая часть триптиха). 1987  Холст, масло

Магатырова Мария Николаевна. Утро (правая часть триптиха). 1987
Холст, масло

Выставка открыта для посетителей с 16 июля 2020 г. в основном здании НХМ РС (Я) по адресу: г. Якутск, ул. Кирова, 11, фойе II этажа.

 

Справки по тел.: 8 (4112) 33-52-79.

 

Так как ты здесь ...
... у нас есть небольшая просьба. Всё больше людей читают «Вести Якутии», но доходы от рекламы в изданиях быстро падают. Мы хотим оставаться независимым изданием от финансовой и политической цензуры, работать с лучшими журналистами-расследователями, которые стоят на страже ваших прав. Готовить новые интересные программы и рассказывать правдивые новости. Но для всего этого нужны деньги. Мы думаем, вы поймете нас поэтому просим вашей помощи. Независимая журналистика «Вестей Якутии» требует много времени, денег и тяжелой работы для производства. Но мы делаем это, потому что считаем, что наша работа нужна и важна для нашего общества. Если каждый, кто читает наши статьи, кому это нравится, поможет с финансированием «Вестей Якутии», то наше будущее станет намного более интересным. Вы можете поддержать Вести Якутии - и это займет всего минуту. Спасибо.

Сделать вклад:

guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments