TOP

«Перепутал» общее со своим, или Куда уплывают деньги «ЛОРПа»

Сергей Ларионов
Сергей Ларионов

Акционер ПАО «ЛОРП» обратился в правительство Якутии и правоохранительные органы, требуя разобраться с сомнительными сделками на миллиарды рублей

Акционер публичной акционерной компании «ЛОРП» Валерий Сомов обратился к министру внутренних дел Якутии Владимиру Прокопенко с просьбой проверить действия генерального директора компании Сергея Ларионова и аффилированных с ним лиц на наличие состава преступления.

По словам Сомова, есть основания считать, что своими действиями Сергей Ларионов нанес ущерб компании «ЛОРП», а тем самым и её акционерам, среди которых числится и Минтранс Якутии с долей в 51% акций.

Так, по словам Сомова, в 2012 году генеральный директор ПАО «ЛОРП» Сергей Ларионов, вопреки корпоративным канонам, без участия Совета директоров компании, единолично принял решение об аренде 39 судов, ранее принадлежавших ООО «Алексеевская РЭБ». Сделка по всем параметрам относилась к крупным, но вплоть до 2017 года Совет директоров Общества эту сделку не одобрял.
Причем, по словам Сомова, компания на тот момент ежегодно вводила в эксплуатацию 200 единиц собственного транспортного флота. И этот флот эксплуатировался не более одного месяца в году — во время завоза грузов в Вилюйскую группу и по реке Амга. В июле собственный флот фактически выводился из навигации.

К тому же, как потом выяснилось, ЛОРП арендовал суда даже не у Алексеевской РЭБ, а у ООО «Грузовые перевозки», созданном в мае 2012 года кипрским офшором «Фондано Лимитед». Правда, директором этой компании оказался якутянин, усть-майский — Андрей Жомир. По словам Валерия Сомова, Жомир «старинный знакомый» Сергея Ларионова. Напомним, Сергей Ларионов с 1986 по 2004 года жил и работал в Усть-Мае. А в прошлом году в очередной раз был избран депутатом Ил Тумэна от Амгино-Майской региональной группы, куда входил и Усть-Майский улус.

В 2013 году 32 арендованных судна были поставлены на учет в Ленский филиал речного регистра, таким образом «ЛОРП» стал их судовладельцем. Правда, судовладелец – это не значит, что ЛОРП является собственником.

Судовладелец – физическое или юридическое лицо, которое эксплуатирует судно от своего имени, независимо от того, является ли оно владельцем судна или использует его на других законных основаниях.

Владелец судна – субъект права собственности или лицо, которое осуществляет относительно закрепленного за ним судна права, к которым применяются правила о праве собственности.

Собственник (владелец) судна имеет право совершать относительно своего судна любые действия, которые не противоречат закону: передавать судно во владение и пользование иным лицам, заключая договор фрахтования; самостоятельно эксплуатировать судно, т.е. использовать его в целях торгового мореплавания от своего имени.

Потому вплоть до 2017 года компания несла все расходы по оплате труда экипажам (аренда судов без экипажа зарегистрирована в судоходной инспекции и ежегодно продлевается), поддержанию технического состояния судов, подготовке к навигации. Если считать эти расходы без учета бункерного топлива, то порядка 250 млн рублей уходило только на содержание этих судов.

Ну, а ООО «Грузовым перевозкам» доставались «сливки» в виде арендной платы за «сухие теплоходы». Так, до 2015 года ежегодная аренда 32 судов составляла чуть выше 100 млн рублей. Причем в связи с «кризисом» ставка аренды ежегодно росла. В 2015 году федеральный пакет акций ЛОРПа был передан в ведение Якутии. С тех пор, по словам Сомова, контроль над происходящим в компании был окончательно утерян. Арендная плата за те же суда сразу увеличилась до 400 млн рублей, а в 2016 году до 500 млн рублей в год. Еще раз напомним, что эта плата была только за «сухие теплоходы». При этом среднесписочная численность компании «Грузовые перевозки» составила всего 2 человека.

Акционер ПАО «ЛОРП» утверждает, что, не смотря на рост арендной платы, сами суда работой обременены не были. С 2012 по 2014 годы некоторые из судов и вовсе простояли в Жатае без движений.

В декабре 2017 года руководителем ООО «Грузовые перевозки» был назначен Владислав Атласов. А в мае 2018 года он становится единственным учредителем этой ООО-шки.

Но и это еще не всё! Как сообщают открытые источники, уже нам знакомый Андрей Жомир, вдруг в один день, 10 апреля 2014 года, учредил 4 компании: ООО «Флагман», ООО «Бриг», ООО «Норд Транс», ООО «Флот Сервис». Все компании были зарегистрированы по одному адресу: «677001, Республика Саха /Якутия/, город Якутск, улица Манчаары, 4». И все они были ликвидированы в один день — 31 августа 2015 года.

Как предполагает Валерий Сомов, все эти предприятия были учреждены, чтобы избежать согласования значительной суммы арендной платы с Советом директоров акционерного общества «ЛОРП».

С 2015 года все суда были распределены по компаниям ООО «Грузовые перевозки», ООО «Бриг», «Флот Сервис», ООО «Норд Транс» и ООО «Флагман».

История умалчивает о том, сколько эти компании заработали, но зато известно кто и когда создал их вполне успешные клоны.

В один прекрасный предновогодний день, 26 декабря 2014 года, в далекой Москве были зарегистрированы 4 компании-тезки: ООО «Флагман», ООО «Бриг», ООО «Флотсервис», ООО «Нордтранс». Правда, в правописании были внесены небольшие изменения. Отцом этих клонов оказался Егор Винокуров.

За 2017 год совокупная прибыль московских клонов составляет 310 млн рублей.

Как сообщают источники «Вестей Якутии», Егор Егорович Винокуров, помощник депутат Сергея Ларионова, живет и трудится в поселке Усть-Мая. Он же – близкий родственник, проще говоря, дядя «мультимиллионера» Владислава Атласова. Только есть подозрение, что о своем богатстве Атласов не знает, так как по информации на его странице в социальной сети «ВКонтакте» он работает на зарплату в ФКП «Аэропорты Севера». К слову, там же был директором до 2008 года Сергей Ларионов. И да, по документам, руководит всем этим скопищем компаний всё тот же племянник Винокурова Владислав Атласов.

На основании полученной из открытых источников информации, Валерий Сомов пришел к выводу, что в 2015 году «ЛОРП» потратил на содержание арендованных судов у компаний Винокурова и Атласова более 600 млн рублей. В 2016 году на это ушло уже более 750 млн рублей.

Кроме того, с мая 2016 года по май 2018 года ЛОРП заключил с «Грузовыми перевозками» 11 контрактов на сумму, превышающую 3,1 млрд рублей!

Подводя итог этой «арендной вакханалии», Сомов переходит к подсчетам. Как следует из отчетов ПАО «ЛОРП», ежегодная выручка от перевозки сухогрузами в центральных районах реки Лены составляет примерно 700-800 млн рублей. При таких условиях аренда 32 единиц «чужого» флота ЛОРПу категорически не выгодна, а с точки зрения экономики она не разумна. Для обслуживания таких затрат ЛОРП вынужден использовать кредитные ресурсы, так как из-за огромной дебиторки собственных средств у компании нет. А это значит, что к стоимости аренды и расходов на обслуживание арендованных судов добавляются банковские проценты, которые в конечном итоге ложатся тяжким грузом на конечного потребителя. А акционеры вместо ожидаемой прибыли получают убыток.

Тем временем, пока акционеры ЛОРПа несут постоянные убытки, те же «Грузовые перевозки» ни в чем себе не отказывают. Мало того, что благодаря «суперудачной» аренде компания выкупила все 32 судна у Алексеевской РЭБ, в 2013 году за 150 млн рублей в Усть-Куте был приобретен «АЛРОСА-Терминал».

А 2017 году вдруг созрел еще один проект по отъему денег ЛОРПа — ООО «Грузовой терминал Нижний Бестях».

Как сообщал Интерфакс в августе 2017 года, «ЛОРП и московский «Флагман» создали компанию по строительству терминала для ж/д отправки грузов».

Да-да, вы не ошибаетесь, это всё тот же «Флагман», который учредил помощник Ларионова Егор Винокуров, и где «трудится по совместительству» директором всё тот же Владислав Атласов. Новое предприятие ООО «Грузовой терминал Нижний Бестях» зарегистрировано 10 июля 2017 года в Якутске, офис расположен в здании ЛОРПа. Уставный капитал ООО составляет 1 млн рублей. «Флагман» владеет 63%-ной долей в компании, два физлица — по 15% каждый, а ЛОРПу достались крохи в 7%.

Что интересно, в 2019 году в своём квартальном отчете ЛОРП стесняется напрямую сообщить, что строящийся терминал в Нижнем Бестяхе вообще-то не его. Вот что там сказано:

«Строительство Грузового терминала в п. Нижний Бестях.

В рамках трехстороннего Соглашения о сотрудничестве, заключенного в 2012 году между Министерством транспорта и дорожного хозяйства РС(Я), АО «Железные дороги Якутии» и ПАО «ЛОРП»:
— разработан проект строительства Грузового терминала в пос. Нижний Бестях;
— с сентября 2017 года начато строительство первого этапа (100 м причальной стенки).
Завершение работ по первому этапу работ, с вводом в эксплуатацию Пускового комплекса, планируется во 2 квартале 2019 г.
Необходимо отметить, что в навигацию 2018 года на причале ООО «Грузовой терминал Нижний Бестях» по оценке переработано 70 тыс. тонн грузов.
С приходом железной дороги и строительством грузового терминала в Нижнем Бестяхе, при наличии 2-х федеральных автодорог в Нижнем Бестяхе образуется крупный транспортно-логистический узел»
Предложения ПАО «ЛОРП» по развитию узла в виде концепции переданы в Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия), реализация которого должна осуществляться в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП)».

Можем предположить, что основные расходы по строительству этого терминала лягут тяжелым финансовым бременем на ПАО «ЛОРП», а доходы от переработки будет получать основной учредитель ООО «Грузовой терминал Нижний Бестях» — ООО «Флагман».

В декабре 2017 года Сомов обратился к председателю правительства Якутии Евгению Чекину с письмом, в котором сообщил, что Сергей Ларионов, генеральный директор ОАО «ЛОРП», перепутал «общее со своим» и потому просит ограничить его в распоряжении денежными средствами и имуществом компании на сумму не более 500 тысяч рублей. Чекин поручил разобраться с этим вопросом Министерству имущественных и земельных отношений Якутии и Госкомитету по ценовой политике.

МИЗО РС(Я) посчитало необходимым провести аудиторскую проверку по изложенным Сомовым в заявлении фактам. О чем сообщило в своем письме первому зампреду правительства республики Алексею Колодезникову в январе 2018 года. Но, по словам Валерия Сомова, проверка так и не состоялась.

Госкомцен республики ответил: «В части включения в тариф затрат на аренду судов Алексеевская РЭБ (32 единицы) сообщаем, что в тарифах на перевозку грузов речным транспортом до 2015 года затраты отсутствовали. На 2015 год по регулируемым направлениям было предусмотрено 54 млн рублей, так как согласно представленной информации часть арендуемых судов привлекается к перевозке в арктические районы республики, на 2016 год в связи с увеличением показателя по валовой производительности, данные затраты в тарифе составили 114 млн рублей»

Таким образом, свои «странные» расходы ЛОРП закладывает в тарифы по северному завозу. А мы потом удивляемся, почему цены на продукты, топливо, и, в конце концов, на электроэнергию и тепло в северных улусах достигают «космических» пределов.

Валерий Сомов подытоживает своё заявление словами:

«Предприятие ОАО «ЛОРП» в полном смысле слова «лежит на боку»: масса кредитов, долгов, отсрочек и самое главное перспектив в плане увеличения перевозок никаких. В навигацию 2 года наблюдается серьезное снижение запланированных объемов перевозок, статистику работники выравнивают перевозками на арендованных у ООО «Флагман» СОТах песчаной смеси для собственных нужд и, наверно, не по себестоимости.

На основании выше изложенного, с учетом того, что участие государства в ПАО «ЛОРП» составляет более 51%, прошу проверить действия Ларионова Сергея Александровича и аффилированных с ним лиц на наличие состава преступления».

Как мы предполагаем, всё эти хитроумные финансовые операции направлены на создание крупного частного транспортного холдинга, конечным владельцем которого станет Сергей Ларионов. Новый холдинг будет перерабатывать груза, доставленные по железной дороге на своём терминале в Нижнем Бестяхе, а потом на своих судах доставлять в Якутский речной порт. Отличная логистика, низкие транспортные расходы и полученная огромная прибыль благодаря своему монопольному положению на маршруте Нижний Бестях—Якутск. ЛОРПу в этом случае можно будет только посочувствовать.

И напоследок…

В своём заявлении к министру МВД Якутии Сомов рассказывает о том, что из прокуратуры республики и транспортной полиции он получает только отписки, что, дескать, они не могут оценить степень нарушения закона, потому как им не предоставляют документы! Как говорится, а что так можно было?!

Зато после письма главе правительства Якутии Владимиру Солодову, отправленному Сомовым в августе 2018 года, где он обвиняет Сергея Ларионова в организации преступной группы (ОПГ), некая гражданка Янкова Н.В. приобретает у ПАО «ЛОРП» пакет акций ОАО «Янское речное пароходство», которое находится в процедуре банкротства. Отметим, до начала банкротства руководителем компании был Валерий Сомов.

2 февраля 2019 года Янкова Н.В. обращается с заявлением к Министру МВД РФ по РС(Я) Прокопенко В.Н. с заявлением, которое по мнению экспертов больше похоже ложный донос, о том, что конкурсный управляющий ОАО «ЯРП» Попов К.Н. якобы реализовал имущество предприятия банкрота без получения денежных средств, а также в 2014 году без оплаты сдавал имущество предприятия в аренду.

Казалось бы, проверьте и накажите вора. Но в нарушении всех законов дело возбуждает Следственная часть РОПД СУ МВД по РС(Я), хотя по подследственности уголовное дело в отношении преступлений совершенных на транспорте может возбудить только полиция на транспорте или Следственный комитет на транспорте, при этом источники «Вестей Якутии» предполагают, что возбуждение уголовного дела мог «продавить» только министр…

По словам источника «ВЯ», 14 июня 2019 года помощник депутата Ларионова, и учредитель успешных в аренде судов компаний Егор Винокуров через посредника устно передает Константину Попову: «… что очень беспокоится за Константина Попова. Пусть Костя сдает полицаям Валеру Сомова, а то его самого арестуют…».

19 июня 2019 года по постановлению СЧ РОПД СУ МВД по РС(Я) у Валерия Сомова и Константина Попова проводят обыски, их допрашивают по уголовному делу возбужденному на основании заявления Янковой Н.В.

Получается, что особо активных заявителей всегда можно «успокоить» уголовным делом, возбужденному по ложному доносу?

Как утверждает адвокат Сомова, такого, чтобы на гражданина пытались возбудить уголовное дело за сам факт обращения в правительство, полицию и прокуратуру, припомнить сложно.

По её мнению, дело носит заказной характер:

«Я не хочу никого обижать, но получается, что правоохранительные органы оказывают услугу. Притом услуга эта не отвечает интересам работы, предписанной им законом».

И судя по всему, не только у адвоката есть основания так думать.

Тем не менее, 20 июня 2019 года заместитель начальника СЧ РОПД СУ МВД по РС (Я) возбудил уголовное дело в отношении неопределенного круга лиц по статье 260 УК РФ хищение…

Кто такая Янкова Н.В.?

Это достаточно известная персона:
— работала юристом в штабе Владимира Юрьевича Федорова, когда тот неудачно избирался на пост мэра г. Якутска;
— в 2014 году была доверенным лицом кандидата на пост главы Якутии известного «политкиллера» Владимира Максимова. Тогда было установлено, что он указал в своих регистрационных документах данные диплома о высшем образовании, которые на самом деле принадлежали Янковой Наталии Владимировне, юристу Медцентра;
— работала в избирательном штабе Сергея Ларионова в 2018 г.

Кто такой Максимов В.Ю?

Это очень творческая и талантливая личность, с одиозной репутацией. Кандидат в Ил Дарханы в 2014 г., руководитель избирательных компаний:

  • Сергея Ларионова в 2008, 2018 годах;
  • Владимира Топоркова в 2008 г.;
  • Василия Филиппова в 2009 г.;
  • Владимира Федорова в 2010 г.
  • Александра Ноговицына в 2013 г.
  • Руководил выборами в 2017 году в Амгинском улусе.

Снял с выборов много кандидатов, как говорят, счет идет на сотни, в том числе таких известных политиков, как Михаил Эверстов в 2013 г., глава Нюрбинского улуса Борис Попов и т. Д.

По информации источников «Вестей Якутии», юридическое прикрытие Владимиру Максимову во время избирательных кампаний обеспечивает Наталия Янкова.

Сейчас В.Ю. Максимов успешно трудится в ПАО «ЛОРП».

P.S.: В прошедшую пятницу, 21 июня 2019 года, по информации источников «ВЯ», прошёл обыск в здании ЛОРПа. Официально, по уголовному делу Евгения Бало, директора ООО «Ленатурфлот”, дочернего предприятия ПАО «ЛОРП». Но источники предполагают, что на самом деле «органы» интересует другой персонаж — Сергей Ларионов.

Продолжение следует….

Комментарии

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
avatar