Главное

Аэропорт «Якутск» признал «Аврору» лучшей авиакомпанией
Вести Якутии fiber_manual_record5 часов назад fiber_manual_recordremove_red_eye 32

Гореть и тонуть теперь будут железные дороги?

Виктория Габышева fiber_manual_record27 января 2015 fiber_manual_recordremove_red_eye 205
Для Республики Саха (Якутия) с ее бескрайними просторами и сложными климатическими условиями развитие железнодорожного транспорта – вопрос жизненной необходимости. Не зря в 1995 году для строительства линии Беркакит–Томмот–Якутск, которая должна соединить столицу республики с Байкало-Амурской магистралью, было создано ОАО «Железные дороги Якутии».

Дорога почти готова. Казалось бы, после введения в постоянную эксплуатацию участка Томмот – Нижний Бестях нам гарантировано оживление экономики всей республики. Ведь увеличение объемов грузоперевозок по железной дороге в разы сократит транспортные расходы, а, значит, даст мультипликативный эффект, когда развитие одной важнейшей отрасли становится локомотивом для всеобщего роста. 

Осталось только найти специалистов-транспортников, которые смогут грамотно управлять важнейшей транспортной артерией. Но… Вот тут-то начинают возникать вопросы, ответов на которые у нас пока нет. Есть только версии, которые порадовать не могут. 

В ОАО «Железные дороги Якутии» республике принадлежит доля 44,3 процента, что позволяет назначить пятерых членов Совета директоров из 11. По информации из достоверных источников, одно из этих мест должен получить Анатолий Скрыбыкин. При этом он должен стать не просто рядовым членом Совета директоров, а возглавить его на освобожденной основе, т.е. фактически принимать стратегические решения по развитию компании и определять ее политику.

Вы еще не забыли, кто это? 

Скрыбыкин – бывший заместитель председателя Правительства РС(Я), освобожденный от занимаемой должности в октябре минувшего года. Он отвечал за работу транспортного комплекса и дорожного хозяйства республики. Также в его обязанностях было курирование Северного завоза, защита от чрезвычайных ситуаций, предупреждение и ликвидация стихийных бедствий. 

О результатах работы Скрыбыкина сказано уже много. Его увольнение стало той самой оценкой, которую чиновник заслужил. Однако после появления материала в «Sakhalife»: ««КТО ВИНОВАТ?» И «ЧТО ДЕЛАТЬ?» Северный завоз на реке Яна сорван» от 15 октября 2014 года, информированные пользователи различных интернет-форумов не сомневались: «Да найдут ему «тепленькое» местечко!» 

Неужели они оказались провидцами? Разве соответствует для человека, показавшего свою неэффективность на высокой должности в Правительстве республики, должность в руководстве стратегически важного объекта, каким является железная дорога?! 

Может, оттого и не потянул Скрыбыкин работу зампреда, отвечающего за транспортный комплекс, что ни знаний, ни опыта работы в этой сфере у него нет? Да и никогда не было. Трудно инженеру-строителю по образованию, работавшему много лет в жилищно-коммунальном хозяйстве или в должности министра по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я), понять совершенно другую отрасль экономики. 

Но, может, мы предвзяты, и Анатолий Николаевич показал себя мудрым, ответственным руководителем, обеспечив населению безопасность, лесам – минимальное количество пожаров, а с Северным завозом у нас вообще все просто зашибись? Найдется ли кто-нибудь, кто станет утверждать, что в этих сферах у нас все было просто замечательно?

Горим! 

Лес – наше богатство. Из года в год мы тревожно смотрим в небо, которое из года в год заволакивает дымом; даже обыватели скажут, что ситуация с лесными пожарами обостряется с каждым годом и нужно принимать кардинальные меры. А вот вам и цифры: если в 2009 году количество крупных лесных пожаров насчитывало 223, с выгоранием лесного массива более чем на 233 га, то в 2011 в республике бушевало уже 511 пожаров, после которых лесная площадь выгорела на 809 с лишком га. 

390 пожаров было за 2013 год с выгоревшей площадью 674373,46 га. 

Катастрофический размах пожаров стал бичом великой по своим масштабам территории республики, ставшей в 2013 году позорным «лидером» в Российской Федерации по выгоревшей от лесных пожаров площади. 

За последние годы на борьбу с «красным петухом» в лесах, угрожающим уже и населенным пунктам, истрачен ни один миллиард рублей, однако кривая по пожарам неукоснительно тянется вверх.

И тонем… 

Жизнь в республике постоянно держит людей в тонусе и испытывает на прочность. Мы то горим, то тонем. Неспособность адекватно оценивать критические ситуации в период пропуска паводковых вод, своевременно принимать грамотные управленческие решения приводят к катастрофическим последствиям. В 2013 году затоплены I Нерюктяй Олекминского, Соттинцы Усть-Алданского улусов, другие населенные пункты. 

По утверждению экспертов, предупредительные мероприятия, некогда разработанные научно-техническим Советом ГУ МЧС России по РС(Я), направленные на преждевременное локальное таяние льда, в настоящее время не только искажены и не обоснованы, но иной раз вызывают обратные, опасные природные явления, но на никчемные мероприятия по-прежнему привлекаются люди и затрачиваются немалые средства. 

На протяжении последних лет в сфере безопасности населения и территории республики наблюдается глубокий спад и тенденция к деградации. На дворе 21 век, а мы по-прежнему киваем на форс-мажор, мол, то активность солнечная зашкалила, то осадки пролились больше нормы, то направление ветра было не таким, какое надо, словом, как и в средневековье, лишь разводим руками, мол, против природы не попрешь… 

Спихивать на природные явления собственную несостоятельность, неумение своевременно принимать грамотные управленческие решения у Анатолия Скрыбыкина давно вошло в привычку. Работа построена «с колес», без научного обоснования и какого-либо осмысления, не имеет под собой стратегического видения и, как итог, не приводит к положительным результатам.

Просто халатность, или… 

Как известно, Северный завоз на реке Индигирка в 2013 году был сорван. Чрезвычайная ситуация стала угрозой жизни для многих и многих наших соотечественников. 

Причина срыва северного завоза на Индигирке связана с неумным управленческим решением: мощный земснаряд «Анабар», принадлежащий ФГУ «Ленскому государственному бассейновому управлению путей и судоходства», был направлен «на заработки» в Сахалин, где, увы, приказал долго жить. Другого землеройного агрегата для углубления дна не оказалось, и пока руководство надеялось на «кабы» и «авось», суда встали и вмерзли в лед, не довезя необходимое до северных поселков. 

Виной всему — человеческий фактор. Неумное решение и нежелание, или невозможность понять и предвидеть возможные последствия от отправления «Анабара» куда подальше. Иначе – преступная халатность. 

В 2014 году Северный завоз был сорван на реке Яна. ОАО «Янское речное пароходство» было признано банкротом. Скрыбыкин в январе 2014 года, проводя совещание об организации навигации, сказал, что отныне единственным оператором на реке Яна будет ОАО «Единая Саха транспортная компания», несмотря на то, что ЯРП, даже будучи банкротом, ни разу не сорвала Северный завоз. 

Решение высокопоставленного руководителя было непродуманным, поскольку уставная деятельность ЕСТК никак не предполагало деятельности по перевозкам опасных и других грузов водным транспортом и, как следствие, не имело лицензии на деятельность подобного рода. Впрочем, что за беда? Руководитель сказал, руководитель сделал. 

А то, что у компании не было ни запчастей, ни материальной базы, ни своего плавсостава, ни, в конце концов, опыта работы, Скрыбыкину, очевидно, показалось несущественным. Не нужно было быть провидцем, чтобы предсказать: ЕСТК запорет навигацию на Яне. Получив более 100 миллионов на основании протокола совещания при заместителе председателя Правительства, компания сорвала Северный завоз. В поселок Батагай, к примеру, по воде она завезла всего 1,5 тысяч тонн каменного угля, вместо запланированных почти 70 тысяч. 

В результате отстранения от выполнения завоза грузов на реке Яна, ОАО «ЯРП» потеряло основную доходную часть поступления денежных средств в конкурсную массу (ориентировочно порядка 200 миллионов рублей), для удовлетворения требований кредиторов, в основном – бюджет РФ в лице налогового органа. 

Возможно, глубокая заинтересованность заместителя председателя правительства Анатолия Скрыбыкина в ОАО «ЕСТК», как уже писалось, не так проста. Данное ОАО является самым крупным акционером, с долей 34% предприятия, зарегистрированного на Кипре. Возможно, Анатолий Николаевич больше задумывался о том, как вывести бюджетную денежку в оффшор, чем о выполнении задач, связанных с Северным завозом? 

Что еще? Может, у нас сразу проявляется готовность сил и средств для ликвидации техногенных аварий, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов? Возмущение экологов по этому поводу заняло бы слишком много площади в материале. 

Может, организация ледовых переправ у нас на должном уровне? Увольте, об этом уже писано-попереписано. 
Словом, о том, как у нас «все в шоколаде» в сферах, курируемых экс-зампредом, можно продолжать и продолжать. Неужели, кому-то крайне необходимо так бестолково и беспринципно загубить и железные дороги Якутии? 

Кто войдет в совет директоров? Кто станет председателем совета директором ОАО АК «Железные дороги»? Очень не хотелось бы видеть, как методы и принципы неэффективного управления экс-зампреда Скрыбыкина перенеслись теперь на эту, столь важную для республики отрасль. 

Сообщить новость
Подпишитесь на новостную рассылку
Читайте также
Следите за новостями